Перевод выполнил Беркут, член движения Ultimatista.
Интервью
Товарища Пол Пота
Генерального секретаря Центрального Комитета
Коммунистической партии Кампучии
Премьер-министра правительства
Демократической Кампучии
для
Делегации югославских журналистов
Во время визита в Демократическую Кампучию
17 марта 1978 г.
Отдел прессы и информации
Министерство внутренних дел
Демократической Кампучии
Обязательный экземпляр в Национальной библиотеке Квебека, первый триместр 1979 г.
Мы рады, что делегация югославских журналистов нанесла визит Демократической Кампучии. Этот визит укрепит узы дружбы между нашими двумя странами и народами. Как и Кампучия, Югославия является нейтральной страной и всегда решительно защищала свою независимость. Дружба между нашими странами строится на единой основе нашей истории.
Мы уважаем и любим товарища президента Тито и дружественные народы Югославии. Товарищ Тито и югославские народы всегда оказывали нам поддержку и помощь. Мы глубоко уважаем президента Тито и народ Югославии. Мы хотели бы выразить им нашу благодарность.
Я был в Югославии. Я был там в 1950, в Загребе, в бригаде рабочих. Поэтому я испытываю глубокое уважение перед президентом Тито и югославским народом.
Теперь вы в Кампучии как друзья.
Первый вопрос: Уважаемый товарищ Пол Пот, вскоре вы собираетесь отпраздновать третью годовщину освобождения вашей страны. Расскажите нам, пожалуйста, какие достижения в народном строительстве были достигнуты за эти три года.
Ответ: Для меня удовольствие ответить на ваш вопрос. В течение этих трёх лет мы достигли некоторых удовлетворительных результатов в восстановлении и строительстве нашей страны. Но сперва я бы хотел уточнить, что нам предстоит сделать ещё много работы.
Первый выдающийся результат — мы разрешили сельскохозяйственный вопрос, особенно в выращивании риса. Для решения проблемы выращивания риса необходимо иметь достаточно риса, чтобы прокормить народ. В 1976 году мы планировали получить три тонны урожая риса с гектара. Мы выполнили 80-90 процентов этой задачи, что позволило нам решить вопрос жизненных условий нашего народа, а также экспортировать рис. В 1977 году мы планировали получить три тонны урожая риса с гектара за одну уборку и 6 тонн с гектара за две уборки в год. Мы выполнили этот план почти на 100 процентов. Таким образом, в 1977 году урожайность риса была выше, чем в 1976 году. Так мы смогли улучшить жизненные условия нашего народа и экспортировать больше риса.
Наш лозунг гласит: «Если у нас есть рис, у нас есть всё» — потому что наш народ может наесться досыта, у нас есть рис на экспорт, и мы можем импортировать продукты, которые нам нужны. Результаты, достигнутые в сельском хозяйстве, лежат в основе фундаментальных гидротехнических проектов, которые мы уже реализовали. Гидротехнические проекты являются важным результатом для будущего обеспечения сельскохозяйственного производства и выращивания риса. Мы решили сельскохозяйственную проблему, и на этой основе могут развиваться и другие отрасли, такие как промышленность, кустарное производство, культурная и социальная сферы.
Ещё одним выдающимся достижением является ликвидация малярии, которая была бедствием для более чем 80 процентов наших соотечественников. В прошлом число больных малярией было очень велико, и врачи сталкивались со многими трудностями в своей работе. Теперь же мы ликвидировали малярию на 90 процентов. Таким образом, значительно улучшились условия жизни нашего народа в области здоровья.
Другим выдающимся результатом является коренная ликвидация безграмотности, которая была пятном в прежнем обществе. В этом обществе действительно были факультеты, высшие школы, средние школы и начальные школы в городах. Но большинство народа в деревне были безграмотными. Теперь мы в корне решили эту проблему. Наш народ может читать и писать. Это та основа, которая позволяет нашему народу постепенно повышать свой культурный уровень. Теперь не только часть общества, но и весь народ может учиться и обучаться. Мы полагаемся на эти основы ради дальнейшего развития нашего образования и школьного обучения.
Что касается других результатов, то они менее важны, но я хотел бы вам сказать, что мы создали и развили санитарную сеть по всей стране. Каждый кооператив имеет свой медицинский центр и свой центр изготовления традиционных, национальных и народных лекарств. Это позволило нам значительно укрепить здоровье людей. Нынешняя ситуация отличается от той, что была в старые времена. Раньше врачи были только в Пномпене и в больших городах. Теперь у нас есть врачи по всей стране, во всех кооперативах и даже в самых отдаленных уголках страны. Уровень этих медработников пока невысок, но опираясь на эту основу, мы будем постепенно улучшать их навыки.
Что касается кустарного промысла и мастерских, то особых достижений нет. Но повсюду мы создали сеть мастерских. Каждый кооператив имеет своё надомное производство и мастерские. Они являются основой для дальнейшего развития нашего надомного производства и её постепенного продвижения к индустриализации.
Есть ряд выдающихся достижений. Они достигнуты благодаря усилиям нашего народа под руководством нашей Коммунистической партии Кампучии. Народ работает своими собственными руками, своими собственными глазами видит результаты своих трудов и с энтузиазмом наслаждается ими.
Второй вопрос: В течение нашего короткого пребывания в вашей в вашей прекрасной стране мы получили некоторые свидетельства того, что ваша революция коренным образом оторвалась от прошлого. Какую модель общества вы строите в текущее время?
Ответ: У нас нет модели построения нашего нового общества. Состоявшийся в конце апреля 1975 г. Чрезвычайный национальный съезд чётко обозначил определяющую роль в революции, в национально-освободительной борьбе рабочих и крестьян, составляющих подавляющее большинство народа. Именно рабочие и крестьяне несли самое тяжелое бремя революции. Именно эти самые рабочие и крестьяне должны в наибольшей степени пользоваться завоеваниями революции в настоящем и будущем. В преамбуле нашей Конституции также предусмотрена эта мысль. Мы стремимся построить общество, в котором для всех торжествуют счастье, процветание и равенство, общество, в котором нет ни класса эксплуататоров, ни класса эксплуатируемых, ни эксплуатирующего, ни эксплуатируемого народа, где каждый участвует в производстве и народной обороне. Именно на этих основаниях и целях мы строим наше новое общество. Так, строительство нового общества осуществляется в соответствии с чаяниями всего народа, особенно рабочих и крестьян, составляющих подавляющее большинство населения. Если люди считают, что строительство этого общества идёт по правильному пути, то они будут продолжать идти по этому пути. Если наоборот, если бы он их не устраивал, они бы затем решили по-другому. Решение будет зависеть от них. Согласно нашему опыту, мы полностью полагаемся на наш народ как в революции, так и в национально-освободительной войне.
Если люди возьмутся делать что-то самостоятельно, то можно добиться всего, а если нет, то мы ничего не добьемся. То есть, у нас нет предустановленной модели нового общества. Мы строим наше общество в соответствии со чаяниями нашего народа, как это предусмотрено в преамбуле конституции Демократической Кампучии.
Третий вопрос: Как мы видим на этом этапе вашей революции, вы мобилизовали все ваши национальные силы для развития сельского хозяйства. Будут ли у вас намерения развивать и промышленность? И как вы будете создавать техническую основу, иными словами, как вы собираетесь готовить необходимые кадры этой направленности, потому что на данный момент, насколько нам известно, у вас нет ни университетов, ни технических училищ?
Ответ: У нас есть цели и планы по быстрому развитию нашей промышленности. Опираясь на сельское хозяйство, мы стремимся развивать промышленность. Чтобы иметь независимую экономику, мы должны развивать сельское хозяйство, промышленность, надомное производство и другие отрасли. Этому направлению мы уделяем большое внимание. Но где взять капитал для строительства промышленности? Мы полагаемся на сельское хозяйство. Например, мы установили торговые отношения с Югославией. Мы экспортируем сельскохозяйственную продукцию и импортируем промышленную продукцию одновременно для нужд сельского хозяйства и промышленности. Параллельно с этим у нас есть политика быстрого обучения большого количества кампучийских технических специалистов.
Если говорить об университетах, факультетах и колледжах, как о прошлом, то там вам покажется, что ничего нет. Однако мы подготовили наши технические кадры с нуля. В кооперативах имеется множество специализированных мастерских, где учёба тесно связана с производственными процессами. То же самое и на фабриках, в Пномпене и в провинциях. До освобождения было небольшое количество выпускников, получивших образование в Пномпене, в провинциях или за границей. Но, касательно конкретных результатов в развитии надомного производства и промышленности, они работали с меньшей эффективностью, чем в настоящее время работают кампучийские техники, обученные с нуля. Исходя из этого опыта, мы обучали наших технических специалистов с самого нуля и постепенно развивали их технические навыки. Они участвуют в производственных работах и приобретают конкретный опыт — положительный или отрицательный, — который позволяет им двигаться вперёд.
До освобождения Кампучии некоторые из вас несколько раз посещали её. В то время отечественных техников было очень мало, иностранных техников было гораздо больше. Сейчас мы придаём большое значение подготовке национальных кампучийских специалистов. В качестве конкретных результатов нашей системы обучения давайте возьмем пример из области гидротехнических проектов. На реке Прек Тнот, на которой ничего не было достигнуто за многие годы, в 1976-1977 годах мы построили 5 плотин. Поэтому с конкретной практикой мы можем черпать конкретный опыт, и мы оцениваем, что если бы нам пришлось долго ждать, мы бы не смогли вовремя обеспечить развитие сельскохозяйственных производств, решить и улучшить уровень жизни нашего народа.
Приведём больше примеров. Сейчас мы самостоятельно производим лущильщики, молотилки и гидравлические насосы. Мы производим их также с импортными двигателями. Эти машины производятся нашими специалистами. Раньше их невозможно было производить в стране. Всех их необходимо было ввозить из заграницы.
Короче говоря, мы уделяем большое внимание и этой проблеме промышленного развития, и подготовке промышленного развития, и подготовке наших кампучийских технических специалистов. Мы думаем, что можем сделать это в определённой степени. Тесно сочетая исследования с конкретной практикой, они постепенно приобретают больше опыта. Затем они отправятся на стажировку в дружественные страны для улучшения своих научно-технических знаний. Таковы принципы, на которые мы опираемся, но своих стажёров мы будем отправлять только в дружественные страны.
Четвёртый вопрос: Мы заметили, что в ваших городах отсутствует население. Могли бы вы нам объяснить в чём цель этого плана? Почему вы отменили деньги, систему заработной платы, торговую сеть? Является ли это проходящей ориентацией вашего общества или моделью общества, которую вы действительно стремитесь построить?
Ответ: Есть множество причин, которые заставили нас эвакуировать население из Пномпеня и других городов.
Первая причина была экономической, то есть — обеспечение продовольствием многомиллионное население городов. Поразмыслив над проблемой, мы пришли к выводу, что не можем решить эту проблему до тех пор, пока в городах остаётся такое многочисленное население. Но если бы мы эвакуировали это население в деревню, в кооперативы, то последние могли бы их прокормить, ведь у них есть рисовые поля, орудия производства и всё необходимое. У нас были кооперативы, которые могли принять это население из городов, позволив им участвовать в выращивании риса благодаря их волам, буйволам и орудиям производства. В деревне условия для нас были благоприятными, а в городах — неблагоприятными. Тогда для решения продовольственной проблемы пришлось эвакуировать население в сельскую местность. Только когда мы сможем решить продовольственную проблему, только тогда народ будет уверен в революции. Если бы в городах население умирало от голода, у них не было бы никакой уверенности к революции. Такова была экономическая причина.
Но в связи с этой экономической проблемой, существовала проблема обороны и безопасности страны. Ещё до освобождения мы знали план нашего разгрома империалистами США и их лакеями. Согласно этому плану, после нашей победы и когда бы мы вошли в Пномпень, они создавали бы нам трудности в Пномпене в политической, военной, экономической и других областях с целью уничтожения нашей революции. Поэтому, принимая во внимание эту ситуацию, мы эвакуировали городское население в сельскую местность, в кооперативы, с целью решения продовольственной проблемы и, в то же время, заблаговременно сокрушить план империалистической США, чтобы они не могли напасть на нас, когда мы бы вошли в Пномпень. Таким образом, эвакуация городов осуществлялась не по заранее разработанному плану, а в соответствии с ситуацией того времени, то есть нехваткой продовольствия, необходимостью решить эту проблему для населения, а также планом империалистических США и их приспешников, направленным на уничтожение нашей революции.
Что касается функции денег, системы заработной платы и торговли, я хотел бы сказать вам следующее:
В 1970—1971 годах мы уже освободили 75—80 процентов нашей страны. В то время у нас была политическая и военная, но не экономическая власть. Хозяйство было в руках землевладельцев и капиталистов. Таким образом, эти последние собрали под собой всё производство, потому что у них были деньги. В освобождённых районах мы установили цену риса в 30 риелей за тао (12 килограммов), цену, по которой население должно продавать рис революционной власти. Но землевладельцы и торговцы покупали его по 100–200 риелей за тао, а затем продавали его клике Лон Нола. Что касается нас, то у нас ничего не было. Население столкнулось с большими трудностями в снабжении продовольствием. Так было и с нашей армией. Эти трудности не могли не сказаться на нашей национально-освободительной войне. Тщательно изучив эту ситуацию, мы решили создать кооперативы, чтобы они смогли взять в свои руки экономику, сельскохозяйственное производство на деревне, систему управления, распределения, снабжения и обмена между кооперативами и государством. Поэтому мы смогли взять в свои руки сельскохозяйственное производство и решить проблемы жизненных условий народа. Народ был полон энтузиазма и отправлял своих сыновей и дочерей в армию для борьбы с врагом. Когда кооперативы помогали друг другу и развивали обмен продуктами между собой, функция денег постепенно уменьшалась. В 1974 году она была сокращена на 80 процентов. До освобождения деньгами пользовалось только государство. Оно использовало их для закупки различных продуктов в ещё не освобожденных районах для нужд подконтрольных освобожденных районов. После этого опыта мы спросили мнение людей, которые пришли к выводу, что деньги бесполезны для кооперативов, уже успешно справляющихся с обменом продуктами между собой. Поэтому в то время в освобожденных районах, занимавших более 90 процентов территории страны, с почти 5-миллионным населением, мы уже решили эту задачу. Когда население городов было эвакуировано в сельскую местность, оно полностью перешло в распоряжение к кооперативам. Эта практика привела нас к отказу денег до текущего момента. Что будет в будущем? Это будет зависеть от народа. Если народ решит, что необходимо вернуться назад и использовать деньги, мы сделаем так. Но если люди сочтут, что использовать деньги не обязательно, они примут соответствующее решение. Поэтому в дальнейшем эта проблема будет зависеть от конкретной ситуации. Вот почему мы сказали вам, что у нас нет шаблона или заранее установленной модели. Она зависит от развития народного революционного движения и постепенно приобретаемого опыта.
Что касается системы оплаты труда, то здесь тоже существовали привычки, приобретённые в прошлом. В революционном движении, особенно в период национально-освободительной войны, заработной платы не было ни у партактива, ни в армии. Что же касается жителей, то у них тоже не было заработной платы. До освобождения, в освобождённых районах партактив, армия, население, а это почти 6 миллионов жителей, уже жили без заработной платы. Мы заметили, что в старые времена у большинства нашего народа не было заработной платы. Только у чиновников была заработная плата. Поэтому с такими приобретёнными привычками население городов объединилось в кооперативы, военные и гражданские кадры, мужчины и женщины продолжали жить по режиму снабжения, действовавшему на практике во время войны. Мы считаем, что такая практика позволила избежать тяжёлого бремени для людей и позволила нам оставить эти деньги в основном для национальной обороны и строительства. Что будет в будущем? Это будет зависеть от конкретной ситуации и народа.
Что касается торговой сети, то государство и кооперативы сотрудничают друг с другом в её организации. Государство собирает кооперативную продукцию и распределяет её по стране или вывозит за границу. Государство импортирует продукты из-за рубежа для распространения их по всей стране. До текущего момента мы делали так. Таковы наработки, приобретённые во время войны. Что будет в будущем? Это будет зависеть от конкретной ситуации. Вот почему мы не определили, является ли эта модель окончательной или предварительной. Мы действовали исходя из конкретной ситуации, и продолжаем действовать. Народ есть основополагающий фактор.
Пятый вопрос: Если мы правильно поняли, Демократическая Кампучия сталкивается со многими проблемами и сложностями всех видов с её соседями. Каково ваше мнение и как вы собираетесь решать эти проблемы и преодолевать текущие сложности?
Ответ: Как и все недавно освобождённые страны, Демократическая Кампучия вынуждена сталкиваться со многими сложностями. Это в порядке вещей. Насколько я знаю из истории, проблемы Кампучии не настолько велики, как те, с которыми столкнулись некоторые недавно освободившиеся страны. Однако это факт, что у Демократической Кампучии есть трудности.
Основная трудность заключается в том, что мы придерживаемся позиции независимости, суверенитета и опоры на собственные силы и возможности самостоятельно решать свою судьбу. Эта позиция противоречит некоторым империалистическим и экспансионистским странам. Но мы считаем, что, придерживаясь этой позиции независимости, суверенитета и опоры на собственные силы, наши трудности менее серьёзны, чем те, с которыми мы столкнулись бы, если бы нация и народ Кампучии были порабощены или исчезли. Поэтому мы предпочитаем стоять на своей позиции независимости, суверенитета, территориальной целостности, неприсоединения, самостоятельно решать свою судьбу в преодолении всех препятствий.
Как решить эти трудности? Эта проблема будет зависеть от факторов нашей стороны и таковых противоборствующей стороны. Мы последовательно пытались решить эту проблему путём встреч и переговоров. Сразу после освобождения, в июне 1975 года, я и другие товарищи руководители, мы посетили Ханой. Мы решили пойти и проявили добрую волю в поисках решения проблем, существующих с давних пор. Было много проблем, однако была одна проблема, проблема границы, которую нужно было обсудить. Мы сказали, что Кампучия хочет только жить в мире, и в целях сохранения, развития и укрепления дружбы между двумя нашими странами и народами она считает государственными границами между двумя странами нынешние границы, которые Вьетнам уже признал в 1966-1967 гг. и взял на себя обязательство уважать их. Мы не претендовали на наши бывшие территории. Мы также не заявили права на наши бывшие острова. Мы не претендовали ни на дюйм территории. Вьетнамцы не соизволили ответить, поскольку они лелеяли большие амбиции, а именно – завладеть всей Кампучией в форме «Индокитайской федерации», отправляя каждый год многие сотни тысяч или миллионы вьетнамцев, чтобы они пришли и обосновались в Кампучии. Через 30 или более лет народ Кампучии стал бы национальным меньшинством. Это предельно понятно.
В мае 1976 года мы пригласили вьетнамцев приехать на переговоры в Пномпень. Сначала они не хотели приезжать. Когда они прибыли, они сказали, что придут, потому что мы настояли на их предложении. В ходе наших переговоров Вьетнам отверг границы, которые он признал в 1965 и 1967 годах и которые он обязался соблюдать. Вьетнам сказал нам, что в 1966 году он договорился с Кампучией, потому что в то время ему нужно было бороться с империалистами США. Следовательно, это был обман. Кроме того, Вьетнам предложил новую линию границы, отрезающую большую часть наших территориальных вод. Для нас это экспансионизм и аннексионизм. Это не дружба. Поскольку мы небольшие, Вьетнам оказал на нас давление. Но мы его не приняли, и переговоры тогда ни к каким результатам не привели.
Параллельно с этими переговорами вьетнамцы продолжали атаковать нас вдоль границы с целью заставить нас подчиниться. Но мы всегда отказывались. После тяжелой борьбы с империалистами и их лакеями мы не можем согласиться быть рабами Вьетнама. Ни наш народ, ни наша армия не могут этого принять.
Теперь, как решить эту проблему? Мы решим это в соответствии с конкретной ситуацией. Если бы Вьетнам действительно уважал нашу независимость и суверенитет, если бы Вьетнам поддерживал с нами настоящую дружбу, то не было бы никаких трудностей в решении проблемы. Эту проблему можно решить сразу. Но если Вьетнам упорно хочет завладеть Кампучией, мы должны защищать свою независимость, суверенитет и территориальную целостность. Но мы считаем, что наши трудности будут нарастать и могут быть решены постепенно.
Прежде всего, мы мобилизовали наши силы для решительной защиты нашей независимости, суверенитета и территориальной целостности. С этой целью весь народ объединился и удвоил свои усилия для увеличения производства, улучшения своего жизненного уровня, увеличения экспорта, чтобы накопить всё больше и больше капитала для национальной обороны и строительства.
В то же время мы считаем, что друзья Демократической Кампучии в мире поддерживают нас, и их число ещё больше увеличилось. Мы считаем, что есть много стран, которые дорожат независимостью, и некоторые из них занимают твёрдую позицию независимости. Югославия – пример. Эти любящие независимость и справедливость страны постепенно и четко отличают тех, кто прав, от тех, кто неправ, тех, кто хочет мира и дружбы, от экспансионистов и агрессоров.
Мы думаем, что ситуация развивается во всё более благоприятном для нас направлении. Таким образом, те, кто хочет напасть и аннексировать Кампучию, будут постепенно осознавать, что они не могут этого сделать. В такое время проблема будет решена. Но мы должны продолжать считаться с нынешней ситуацией.
Шестой вопрос: В мире много пишут по поводу и без, что ваша страна очень закрытая. Будут ли у вас намерения ещё больше открыть свою страну миру? На каких принципах и в каком направлении?
Ответ: С момента освобождения у нас постепенно появляются друзья. После освобождения нам предстояло решить много проблем, нам нужно было организовать нашу страну, решить проблему жизненных условий нашего народа, то есть нам нужно было обустроить нашу страну, свой дом. И наши друзья приходили один за другим. Мы убеждены, что в будущем у нас появится больше друзей. В 1975 году пришли некоторые из них. В 1976 году их было больше. В 1977 году их было больше, чем в 1976 году. В 1978 году в нашу страну приедет ещё больше друзей. В дальнейшем их будет всё больше и больше. Мы открываем нашу страну для наших друзей. Мы будем приглашать и приветствовать всё больше и больше друзей в нашем доме, в нашей стране. И мы будем и дальше развивать и укреплять нашу дружбу со всеми дружественными народами и странами.
Что касается персоналий и организаций, которые проявили свою дружбу и дух справедливости по отношению к Кампучии, мы пригласили их посетить нашу страну и будем приглашать еще. Мы убеждены, что всё больше и больше друзей будут приезжать в гости в нашу страну. Но мы также должны обустроить и украсить свой дом, чтобы принять наших гостей. Вы побывали в нашей стране, своими глазами видели разрушения, причинённые войной. Те, кто не видел Пномпень во время войны, подумали бы, что в нём было безопасно. Пномпень был не таким, как сегодня. Сразу после освобождения Пномпень был очень грязным, повсюду были сети опорных пунктов и колючей проволоки. Сейчас мы их убрали и очистили улицы.
Седьмой вопрос: Отношения между Демократической Кампучией и Социалистической Югославией носят характер дружбы и сотрудничества. Какие возможности вы бы нашли для ускорения этого сотрудничества и расширения сотрудничества между нашими двумя дружественными странами?
Ответ: Демократическая Кампучия и Югославия — дружественные страны, и эта дружба основана на политике неприсоединения и независимости. На этой основе нас связывают узы прочной дружбы, чтобы в будущем развивать и укреплять наши отношения во всех областях. Отношения в различных областях развивались и укреплялись в соответствии с возможностями наших двух стран. Что касается Кампучии, то мы стремимся к строительству нашей страны, увеличению производства и развитию торговых связей с Югославией. В настоящее время наше сельскохозяйственное производство ещё не может удовлетворить всех потребностей дружественной Югославии. Например, в случае с каучуком мы производим определённое количество, но не равноценное качеству. Мы стремимся улучшить качество нашей продукции, чтобы увеличить наши обмены с Югославией. Что касается других областей, мы постепенно налаживаем отношения сотрудничества в соответствии с возможностями наших двух стран. Мы считаем, что перспективы этого сотрудничества благоприятны, поскольку оно опирается не только на торгово-экономические отношения, но и на прекрасную политическую основу дружбы.
Восьмой вопрос: По возвращении мы хотели бы представить нашим читателям и телезрителям результаты, успехи и заботы Демократической Кампучии и лидеров этой дружественной и неприсоединившейся страны. Поэтому наш последний вопрос:
Кто Вы, товарищ Пол Пот?
Каково прошлое генерального секретаря ЦК Коммунистической партии Кампучии?
Ответ: Я рад ответить на ваш вопрос. Но прежде всего я хотел бы вам сказать, что моя роль и роль других товарищей-руководителей представляют лишь малую часть народного движения Кампучии, революционного движения народа Кампучии.
Я из крестьянской семьи, во время своего детства я жил вместе со своими родителями и помогал им в полях. Но после, по обычаям, я жил в пагоде и учился как читать и писать. Я прожил шесть лет в пагоде, был монахом в этой пагоде два года.
Вы первые, кто узнает мою биографию.
Когда я повзрослел, я пошёл в начальную школу, а после этой школы я не мог сразу пойти в среднюю школу, потому что не сдал экзамен. Я вернулся на работы в полях к родителям. Только после этого я сдал экзамен для поступления в среднюю школу. Я закончил среднюю школу и учился в техникуме. Учеба длилась более года. Были общетехнические занятия, особенно по электричеству, после успешной сдачи экзамена я получил стипендию для продолжения обучения за границей, во Франции.
В первые годы я учился с усердием. Я был довольно хорошим учеником. Потом я боролся в движении студентов-прогрессистов и мне не хватало времени на учёбу. Через два года после того, как я забросил учебу, власти лишили меня стипендии. Пришлось потом вернуться домой.
Я присоединился к подпольному движению борьбы в Пномпене. После этого я присоединился к маки для участия в борьбе против французских колонизатор.
После Женевских соглашений 1954 года я вернулся в Пномпень и продолжил свою подпольную деятельность. В жизни я был профессором истории, географии и обществоведения в частной школе. Я связывался с различными кругами. Я боролся в ученических, студенческих и интеллигентских кружках, в рабочих кружках, а также в крестьянских кружках.
В 1963 году я больше не мог оставаться в Пномпене. Мне пришлось присоединиться к маки. Я не был очень известен публике. Но полиция Лон Нола следила за моими действиями. Они знали меня, но не знали точно, кто я такой. В Пномпене я был главным ответственным за движение в столице. Я также отвечал за связь с сельской местностью.
Я присоединился к маки в 1963 году и вернулся в Пномпень 24 апреля 1975 года.
В 1960 году съезд партии избрал меня членом ЦК и членом Постоянного комитета ЦК партии.
В 1961 году я был заместителем секретаря Постоянного комитета.
В 1962 году наш товарищ секретарь партии был тайно убит врагом. Я взял на себя тогда функцию исполняющего обязанности секретаря.
В 1963 году II съезд партии избрал меня секретарем. И следующие съезды последовательно утвердили меня в глазах моих подопечных.
В сельской местности я останавливался в основном в самых отдалённых районах. Я путешествовал по всей стране. Я достаточно хорошо знаю свой народ, географическое и экономическое положение моей страны. Моя опорная база находилась в районе нацменьшинств, то есть в Северо-Восточном регионе. Я прекрасно знаю эти национальные меньшинства. Они были очень несчастны. Они носили только очень маленькую набедренную повязку. У них не было соли для еды. Теперь их невозможно отличить от других людей. Они носят такие же платья и живут как все. У них достаточно риса, соли, лекарств и других продуктов. Их условия жизни значительно улучшились.
Я хотел бы рассказать вам об одном факте. В 1950 году, когда я учился за границей, во время каникул я больше месяца находился в бригаде рабочих в Загребе. У меня были контакты с югославскими народами, я посещал югославские фольклорные представления. Так вот, от той связи у меня были узы дружбы с югославскими народами.